В рубрике используется материал сайта «ВладМедицина». Ссылка на оригинальную статью.


В настоящее время в поликлинике №3 установлено локальное программное обеспечение для реализации программы ДЛО. ГАУЗ «Приморский медицинский информационно-аналитический центр» еженедельно рассылает по защищенным каналам списки категорий населения, имеющих право на получение льготных лекарств. Затем они вручную импортируются в установленное в поликлинике программное обеспечение. Сейчас ПК МИАЦ разрабатывает и внедряет общекраевую систему дополнительного лекарственного обеспечения. Для ее  полноценного функционирования необходимо, чтобы все лечебные учреждения края были подключены к единой системе. Однако с некоторыми удаленно расположенными районными больницами каналы связи налажены недостаточно хорошо. Пока они не будут подключены к единой общекраевой сети, другие ЛПУ, уже полностью готовые в ней работать, вынуждены ограничиваться локальным техническим решением.

В режиме ожидания

— Мы в любую минуту готовы начать работу в единой системе по ДЛО, техническая платформа для этого есть, каналы связи налажены, — отмечает начальник отдела АСУ КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №3» Алексей Моисеенко. – Но это невозможно, пока к ней не подключатся все краевые медицинские учреждения. Поэтому пока находимся в режиме ожидания, работаем в локальной сети. Ее единственный недостаток – низкая оперативность при обеспечении льготных рецептов.

К примеру, информацию о наличии лекарств разослали, в нескольких поликлиниках рецепты выписали, все льготники одновременно пришли в аптеку, и кому-то нужного препарата не хватило.

При внедрении единой общекраевой сети с подключением в нее всех ЛПУ и аптек подобную ситуацию не допустят. Информацию о наличии или отсутствии лекарств можно  будет отслеживать в on-line режиме. Так что мы держим руку на пульсе и ждем от ПК МИАЦ централизованного оповещения, сигнала о старте проекта.

Но это не означает, что льготники Приморья испытывают трудности с получением лекарств и обеспечением выписанных рецептов. Задержки, являются, скорее, исключением из правила.

По мнению заместителя главного врача по клинико-экспертной работе Маргариты Назаровой, внедрение новой системы — действительно очень важный шаг, т.к. она полностью исключит наличие так называемых «отсроченных рецептов», и улучшит обеспеченность положенными лекарственными средствами всех инвалидов, не отказавшихся от данной льготы. Напомним, отказаться от льготы или вновь войти в программу в 2017 году можно до 1 октября текущего года в отделении Пенсионного фонда России по Приморскому краю, или  в Многофункциональном центре (МФЦ).

«Ваш звонок очень важен для нас…»

В этом году в третьей поликлинике произошло разделение регистратуры на диспетчеров, непосредственно и напрямую работающих с людьми через окошко, и операторов call-центра, для которых был выделен отдельный кабинет.

В связи с этим планируется модернизация АТС – увеличится число входящих вызовов, улучшится контроль над маршрутизацией звонков внутри ЛПУ, и все они будут записываться. При этом номера звонивших будут определяться и отображаться в базе пациентов. Т.е. по номеру станет видно – кто звонит, когда, по какому вопросу. Кроме того, появится сервис приятного оповещения для звонящего абонента: «Здравствуйте, ваш звонок очень важен для нас, пожалуйста, подождите, вам ответит первый освободившийся оператор».

— Разделение регистратуры уже принесло свои плоды, — констатирует Алексей Валерьевич. – В частности, стало намного меньше пропущенных или непринятых звонков. Кроме того, можно точно отследить количество принятых вызовов и время, на них затраченное, что позволит выявить проблемы и повысить эффективность работы не только самой регистратуры, но и следующего звена – врачей.

А еще каждому доктору присвоят внутренний номер, таким образом, пациент, позвонив в регистратуру и набрав его дополнительный номер, сможет связаться со специалистом  напрямую. Продолжается и работа со службой скорой медицинской помощи Владивостока, которая перенаправляет неотложные вызовы оператору третьей поликлиники. Их в рабочее время обслуживает собственная бригада ЛПУ. При этом модернизированную АТС можно будет напрямую интегрировать с АТС скорой помощи, что позволит попадать во внутреннюю телефонную сеть СМП по номеру поликлиники.

Интеграция с ФЭР-3

Также до конца года мы планируем завершить оснащение нашей серверной, под которую выделена отдельная комната, собран шкаф, куда сносятся все сервера. Это будет единое хранилище информации всей поликлиники. В него поместят сервера для медицинской информационной системы (МИС). Кстати, в России начинает внедряться уже третья версия электронной регистратуры, так называемая ФЭР-3 (федеральная электронная регистратура), которая предусматривает запись пациентов по прикреплению к определенной поликлинике. Соответственно, новая МИС будет интегрироваться с новой ФЭР-3. Это длительный и поэтапный процесс, который должен быть завершен к августу следующего года.

В качестве одного из модулей медицинской информационной системы начнет работать лабораторная информационная система, к которой подключат анализаторы лаборатории, что значительно упростит ее работу и повысит производительность труда.

— Отпадет необходимость прописывать все анализы в карточке вручную, — уточняет специалист. — Результат будет вноситься автоматически в историю пациента. На сегодняшний день все врачи обеспечены автоматизированными рабочими местами, проще говоря, персональными компьютерами, потребности в них закрыты.  Конечно, всегда есть, к чему стремиться – установить дополнительные компьютеры медсестрам, но это вопрос более отдаленной перспективы.

Повышая безопасность и дисциплину

Еще одно немаловажное нововведение, произошедшее в третьей поликлинике, – введение системы видеонаблюдения. Она позволяет отслеживать все, что происходит по периметру здания, в коридорах, местах общего скопления людей.

— Данная система значительно повышает дисциплинарный контроль над работой коллектива, а также безопасность сотрудников и пациентов, — указывает Алексей Моисеенко. – Ни одна оставленная сумка или черный пакет не останутся без внимания. Еще один несомненный плюс – возможность фиксировать время наибольшего скопления народа с целью разгрузить пациентопотоки, избежать больших очередей в регистратуру и конфликтных ситуаций. Одна из наших задач – полностью исключить любые проявления неуважения к пациенту со стороны персонала. Раньше было слово больного против слова медрегистратора. Теперь каждый разговор записывается – причем не только картинка, но и звук, поэтому против документального свидетельства возразить уже будет нечего. Да, мы рассматриваем и возможность установки видеокамер в кабинетах врачей, но это спорная инициатива, здесь возникают вопросы этического плана.

В качестве дополнительного дисциплинарного контроля закуплена и внедряется система учета рабочего времени. Так, доступ в ЛПУ будет осуществляться по персональным пластиковым магнитным карточкам, что позволит фиксировать точное время прихода и ухода сотрудников, следить за исполнением ими трудовой дисциплины. В перспективе эта же карта станет личной картой врача, с помощью которой он сможет авторизоваться и пользоваться компьютером на любом рабочем месте в поликлинике. Важно, что воспользоваться этой картой и данной учетной записью не сможет никто, кроме ее владельца.

Под надежной защитой

При этом, как подчеркивает специалист, нельзя забывать о законе «О защите персональных данных»:

— В настоящее время в поликлинике создана вся соответствующая документация, назначена ответственные, но в процессе модернизации МИС и добавления автоматизированных рабочих мест, контроль над персональными данными станет жестче. По статусу МИС является государственной информационной системой, которая предполагает обязательную аттестацию. Таким образом, на данную систему мы получим сертификат, гарантирующий ее  безопасность и защиту всех персональных данных пациентов. Персонал, с ними работающий, ознакомлен об ответственности в случае их разглашения или передачи третьим лицам. А сведения о здоровье человека относятся к специализированным данным. Кстати, сейчас в Госдуме РФ находится законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности в отношении таких данных. Если закон будет принят, то за каждую медицинскую карту, вынесенную из поликлиники не её непосредственным владельцем, предусмотрен штраф в размере 300 тысяч рублей.

Также  медицинские информационные системы, в которых работают краевые учреждения здравоохранения, будут объединены на базе центра обработки данных ПК МИАЦ. Таким образом, там станет аккумулироваться и обрабатываться информация обо всех приморских больницах и поликлиниках, которая затем поступит в ТФОМС, Примстат и пр.

Сам Алексей Моисеенко в своей работе должностным кругом обязанностей начальника отдела АСУ не ограничивается. В медицинской IT-сфере работает с 2004 года, в третьей поликлинике – семь лет, и является активным участником краевых съездов, форумов и конференций, посвященных развитию и внедрению информационных технологий в краевых ЛПУ. В частности, специалист примет участие в секции «Информатизация здравоохранения», которая пройдет 27 сентября в рамках IX Дальневосточного форума информационно-коммуникационных технологий «ДАЛЬИНФОКОМ-2016».