В рубрике используется материал сайта «ВладМедицина». Ссылка на оригинальную статью.


В этом году исполнится 43 года, как Лидия Чамарина впервые переступила порог Владивостокской поликлиники №3. Пришла сюда в 1972 году после окончания лечебного факультета Владивостокского медицинского института. Интернатуры тогда еще не было, выпускникам выдали дипломы и сразу направили в медучреждения. По распределению Лидия Петровна должна была стать врачом-гематологом по Дальнему Востоку, предварительно проучившись в Ленинграде. Но в северную столицу муж, военный, молодую супругу не отпустил. И благосклонная судьба развернула молодого специалиста в сторону третьей поликлиники, которая пятое десятилетие продолжает оставаться для нее вторым домом – теплым, уютным и родным.

«Санинспектор» частного сектора

— Мне дали так называемый «свободный» диплом, который получить было довольно сложно, и я пришла сюда, в поликлинику №3, на должность участкового терапевта, — делится Лидия Чамарина. – Начала принимать больных, и мне никто не помогал, ничему не учил, и ничего не подсказывал – просто некому было, до всего приходилось доходить самой.  Если чего-то не понимала, забирала истории болезней домой, дочитывала, разбиралась, искала специальную литературу. Тогда в поликлинике работало всего пять терапевтов, и все были заняты по горло.

Не стоит забывать, что трудовой стаж Лидии Чамариной всего на три года меньше возраста самой поликлиники, поэтому можно смело утверждать, что она стояла у истоков терапевтической службы медучреждения.

— Поликлиника была совершенно новой, очень юной, штат только формировался, — вспоминает Лидия Петровна. – Вокруг на километры простирался частный сектор, сегодня даже сложно представить эту картину. И мы его обслуживали с раннего утра и буквально до ночи. Вызовы, приемы нескончаемой чередой. Я ходила пешком по домам и подворьям. После 10 лет работы назначили заведующей терапевтическим отделением, но через месяц была вынуждена отказаться от этой интересной, ответственной, но отнимающей все время должности.

Семья – превыше всего

Кстати, эта должность ее все-таки настигла потом еще раз – она три с половиной года руководила терапевтической службой, заменяя ушедшую в декретный отпуск заведующую. При этом с участка не уходила, временное повышение по служебной лестнице не снимало с врача обязанностей участкового терапевта.

Но тогда на руках было двое маленьких сыновей, которых женщина не могла оставить. Сегодня они, конечно, совсем взрослые, живут и работают в Санкт-Петербурге. Как подчеркивает Лидия Чамарина, она не имела права пренебречь обязанностями матери в угоду каким-бы то ни было карьерным устремлениям.

— Мне нравилась работа заведующей, — признается врач-терапевт. – Но в то время я развелась, и мне пришлось одной воспитывать и выучивать своих мальчишек. Должность заведующей не «терпит» праздников и выходных, свободного времени в принципе не оставалось. А дети бегали на улице. Но вырастить их, дать им образование – моя святая обязанность. Я рассуждаю так: сама окончила вуз, имею постоянную работу, а почему, интересно, мои собственные дети должны этого лишаться?

Лидия Петровна справедливо полагает, что эту «программу-минимум» она  выполнила, более чем вполне достойно. Старший Олег окончил сначала техникум, потом институт и Международную академию, руководит ледоколом. Младший Костя также получил высшее образование, у него хорошая работа в Санкт-Петербурге. Конечно, сыновья зовут в Северную Пальмиру на постоянное место жительства, но мама не может решиться на этот шаг – она пустила корни во Владивостоке основательно, для нее здесь все свои.

Технический прогресс на службе у терапевтов

На участке у врача-терапевта – порядка двух тысяч прикрепленных жителей, включая судостроительный техникум, магазины, детские садики.

— Я отвечаю за программу «Флюоротека», прививочную кампанию, диспансерный учет, профосмотры, — перечисляет Лидия Петровна. – Объем работы очень серьезный, и ответственность большая. И, безусловно, за последние годы появилось значительное количество новых методов обследования пациентов, о которых мы раньше и мечтать не могли. И техническая помощь врачу-терапевту значительно возросла и усовершенствовалась. Раньше нам приходилось обходиться только фонендоскопом, тонометром, градусником, весами и авторучкой. Плюс необходимые анализы. Сегодня на службе у терапевта – современные компьютеры с мудреными программами, мы направляем пациентов на технологически сложные обследования – МРТ, КТ, УЗИ, фиброгастроскопию. И они значительно облегчили нашу работу, технический прогресс действительно стоит на службе у врачей, позволяет более точно диагностировать заболевания, и намного эффективнее их лечить.

Это хорошо видно на примере онкологических заболеваний – раньше мы не имели права говорить пациентам об этом диагнозе, скрывали его, теперь же он какой-то тайны не составляет. Прежде всему, потому, что рак перестал быть приговором, он успешно излечивается, особенно на ранних стадиях. Появилось больше информации об онкологии и причинах ее возникновения, внедряют новые и эффективные методы терапии. Другими словами, возможности лечения существенно расширились.

— Вся моя жизнь прошла в этих стенах, но я не жалею о своем выборе – ни места работы, ни специальности, — подчеркивает Лидия Чамарина. – А коллектив и в советское время был замечательный, и сейчас. Я искренне благодарна своим коллегам и руководству за поддержку и понимание. Третья поликлиника давно стала родным домом.