В рубрике используется материал сайта «ВладМедицина». Ссылка на оригинальную статью.


Георгий Чулкин, уролог с 50-ти летним стажем, родился 1 июня 1940 года в ныне не существующей деревне Мокрецово Вавожского района Удмуртской АССР. Был шестым ребенком в многодетной семье. Он называет себя сиротой-фронтовиком – отец погиб в 1943 году в знаменитой битве на Курской дуге, похоронен в Вязьме. 10-й класс Георгий закончил в Холмске на Сахалине. Вдвоём с товарищем отправились поступать в Хабаровский железнодорожный институт, путь лежал через Владивосток, в котором ненадолго задержались. Однако эта небольшая задержка растянулась на долгие десятилетия и предопределила профессиональную судьбу будущего врача-уролога. Так, казалось, уже проложенная железнодорожная колея обернулась медицинской стезей, и «вагончик жизни» Георгия Чулкина уверенно покатился по рельсам приморского здравоохранения.

Удачная находка для Находки

— Никого из медработников у нас в роду не было, даже не знаю, по какой причине подали документы во Владивостоксий медицинский институт – совершенно случайно, просто на удачу, ради хохмы, — до сих пор удивляется Георгий Чулкин. – В то время как раз объявили набор именно ребят, а не девчонок, видимо, намеревались готовить «космических медиков».  Сдали с другом экзамены и оба прошли, несмотря на то, что наше решение было абсолютно спонтанным. Поступили на единственный в то время лечебный факультет, по сути, наш набор его и открывал.

После шести лет веселой и трудной учебы Георгий Иванович получил распределение в легочно-хирургическое отделение туберкулезной больницы №2 на Седанке. Кстати, к 5 курсу студент успел не только жениться, но и стать счастливым отцом, хотя отсутствие жилья сильно омрачало радости семейной жизни.

— Квартиру мне не обещали, жилье я снимал, — отмечает Георгий Иванович. — А во Владивосток тогда приезжал главный врач Находкинской городской больницы Александр Хавилов, который  открывал у себя отделение грудной хирургии. Он предложил сделать это вместе, и я с удовольствием согласился – обещание квартиры было железным аргументом.

В итоге во вновь созданном отделении Находкинской горбольницы Георгий Чулкин проработал хирургом-бронхологом 19 вполне счастливых лет. Сын уже окончил школу и решил пойти по стопам отца. В первое поступление не добрал одного балла, и, отработав в отделении грудной хирургии санитаром, вновь бросился покорять Владивостокский медицинский вуз. На этот раз Георгий Иванович решил поддержать сына и отправился в приморскую столицу вместе с ним, где встретился со своими однокурсниками, работавшими в больнице ДВО РАН. Лечебное учреждение как раз остро нуждалось в специалисте по легочной хирургии, и Георгию Чулкину поступило очередное в его жизни заманчивое предложение.

— Сначала я отнесся к нему без всякого энтузиазма – признает врач. — В Находке у меня было на тот момент все, что нужно для счастливой жизни – любимая семья, приличная квартира, уважаемая должность, друзья, налаженный быт. Так что после того разговора я спокойно вернулся и продолжал работать на старом месте. Спустя какое-то время получаю письмо, в котором меня просят приехать, просто познакомиться с руководством больницы. Я приехал, и главврач Софья Морозова пригласила меня на «пятиминутку». И там она меня неожиданно представляет: «Знакомьтесь, наш новый сотрудник…». Делать нечего, пришлось уступить уговорам, тем более что опять «сыграл» жилищный стимул. Сначала дали «малосемейку», где мы прожили всего 10 месяцев, после чего я получил трёхкомнатную квартиру! Софья Ивановна сдержала обещание. Проработал в больнице восемь лет, а потом главного врача забрали в Ленинградское отделение РАН. Пришедший на ее место новый руководитель  прямо сказал, что не видит в структуре ЛПУ пульмонолога-бронхолога.

Третья поликлиника как второй дом

Стоит отметить, что к тому времени Георгий Чулкин стал признанным и статусным специалистом, неоднократно ездил в Москву на научные конференции, был назначен секретарем главного пульмонолога Российской академии наук. И его даже приглашали в столицу на постоянное место работы.

— После недолгих размышлений я все-таки отказался, — продолжает Георгий Иванович. – У меня старший сын оканчивает медицинский институт, младший – уже собирается поступать на строительный факультет. Я пустил в Приморье прочные корни и решил, что не стоит от них отрываться. Но тут встал вопрос, что же делать дальше мне. В качестве пульмонолога больницы ДВО РАН меня уже не видят, и я взялся за активные поиски нового места работы.

Так, в 1984 году судьба привела Георгия Чулкина во Владивостокскую поликлинику №3, где он стал первым и оставался единственным врачом-урологом целых 17 лет. Это медучреждение стало для него вторым домом. Прошел курсы усовершенствования, получил высшую категорию. Еще два профильных специалиста пришли в поликлинику только за последние два года.

— Теперь нас трое, и можно сказать, что в третьей поликлинике сформировалась полноценная урологическая служба, — подчеркивает Георгий Иванович. — Хотя я как раз ухожу на пенсию, уступаю дорогу более молодым коллегам – руководство уговаривает остаться, но инвалидность по зрению уже не позволяет полноценно работать. А иначе я не могу.

Важной вехой на новой должности стало открытие в третьей поликлинике мужского смотрового кабинета – тогда он был единственным во Владивостоке. У мужчин пропускалось много заболеваний, а этот кабинет помогал их вовремя выявить и назначить эффективное лечение.

— Но, несмотря на все наши показатели, успехи и достижения, почему-то тогдашнему руководству ЛПУ эта идея не пришлась по душе, оплату работы фельдшера посчитали лишней, и кабинет закрыли, — сожалеет Георгий Чулкин. –К счастью, пришедший новый главный врач Вадим Олейник реанимировал урологическую службу, и у меня с нынешней администрацией сложились по-настоящему добрые отношения. А коллектив здесь всегда был замечательный, особенно его костяк, мы вместе работаем бок о бок уже много лет.

Ставка на консервативную терапию

Говоря о своих пациентах, Георгий Иванович подчеркивает, что это, в основном, люди пожилого возраста.

— Женщины  страдают недержанием мочи, вызванной атонией мочевого пузыря, мужчины – затрудненным мочеиспусканием, которое провоцирует аденома предстательной железы, — озвучивает типичные урологические проблемы специалист.  – Было время, когда мы таких пациентов оперировали, причем часто и много. Но мировая практика показала, что оперативные вмешательства к ничему хорошему не приводят, дают очень много осложнений. Поэтому ставку сделали на консервативную терапию, сегодня она хорошо отработана и приводит к стойким положительным результатам. Но эффективна эта терапия при условии соблюдения всех предписаний врача.

Дело в том, что если у мужчины появилась аденома, она уже никуда от него не денется. Это доброкачественное образование в предстательной железе, которое перекрывает мочевой канал и нарушает акт мочеиспускания. Тяжесть этого процесса зависит от величины аденомы. Еще один бич – мочекаменная болезнь. Если она единожды возникла, диагноз не снимается всю оставшуюся жизнь. Даже если камень выйдет, его извлекут или раздробят лазером, уверенности, что он не появится снова, нет. Это связано с особенностями обменных процессов, образующих осадок в моче, который постепенно сформирует новый камень.

Также в области профессиональных интересов врача-уролога –пиелонефриты, циститы и злокачественные новообразования.

— У мужчин наиболее часто встречается рак предстательной железы, яичка, реже – рак почек, — уточняет Георгий Чулкин. – Моя главная задача – поставить правильный урологический диагноз. Когда ко мне на консультацию приходит пациент, я должен удостовериться, есть у него урологическое заболевание или нет. И если я «поймал» это его, то должен вести до конца. Продиагностировать лабораторно, рентгенологически, сделать компьютерную томографию,  при необходимости – цистоскопию. То есть провести полное обследование, доказать факт заболевания и отправить больного дальше по цепочке – либо в «тысячекочную» больницу, либо в отделенческую железнодорожную больницу. Если же патологии не обнаружено, я «возвращаю» пациента к направившему его ко мне терапевту с  соответствующим письменным вердиктом.

Критические цифры

По мнению специалиста, каждый мужчина старше 60-ти лет сталкивается с проблемами урологического профиля вследствие нарушения гормонального фона.

— У 60% мужчин этого возраста есть признаки аденомы, которые можно увидеть после проведенного УЗИ, — поясняет Георгий Чулкин. – После 80 лет она есть практически у каждого представителя мужского пола. И здесь наша задача – обеспечить ему в этом возрасте приемлемый образ жизни. Чтобы он самостоятельно ходил в туалет без болевого синдрома, и современная консервативная терапия дает такую возможность. Сегодня от этих заболеваний не умирают. Поэтому все-таки главное для нас – не пропустить опухоль. Один из ее признаков – появление крови в моче, это тревожный сигнал.

Георгий Иванович обращает внимание на важность своевременного обращения к врачу при появлении малейших симптомов:

— Многие пожилые люди, когда я им ставлю диагноз и назначаю лечение, удивляются: «А мы думали, что в нашем возрасте только так и бывает…». Вовремя назначенное лечение позволяет пациенту жить обычной жизнью. А ведь до приема препаратов они даже до туалета добежать не могли, держали возле кровати ведро… Это разве жизнь? Кнам направляют и призывников, у которых на военкоматских комиссиях обнаруживают несовместимые со службой в рядах российской армии патологии.Это варикоцеле – варикозное расширение вен, не опущенное яичко, которое задержалось в брюшной полости. Призыв для таких несостоявшихся новобранцев откладывается до тех пор, пока мы не разберемся с их проблемами.

Конечно, всех пациентов не упомнишь, но они напоминают о себе сами – при случайных встречах в городе обязательно подойдут, поблагодарят, поздравят с праздником. И меня никто никогда не обвинил в каком-то провале, серьезной врачебной ошибке. Значит, жил и работал не зря…

Судьбы сплетенье

После 50-ти лет полной самоотдачи медицине, Георгий Чулкин, безусловно, заслужил спокойный и комфортный отдых. Хотя вообще-то он стал работать с восьми лет, когда ему начали засчитывать трудодни в колхозе. Но лежать на диване и смотреть телевизор без пяти минут пенсионер не собирается. Он очень любит отдыхать на природе, собирать грибы и ягоды, уважает рыбалку и души не чает в лошадях, любовь к которым вынес из деревни  и пронес через всю жизнь. В родном Мокрецово  пас молодняк коней, с 12 лет – верхом, без седла, на сильных и красивых животных, милее и ласковее которых нет для него на земле. Поэтому сегодня Георгий Иванович не может без слез смотреть на несчастных пони, которые с опущенными глазами понуро стоят на центральной площади Владивостока в ожидании непрошеных седоков. А недавно врач-уролог с полувековым стажем придумал для себя новое увлечение – плетение корзин из лозы, и уже сплел первый и очень даже удачный опытный «образец».

Георгий Чулкин за свою долгую и насыщенную жизнь многое успел – своими руками построил два дачных дома, вырастил и воспитал двух прекрасных сыновей, дождался красавицу-внучку, которая уже получила престижное образование в Праге иработает экономистом-переводчиком в российско-гонконгской компании, свободно владеянесколькими языками.

Старший сын Алексей после окончания медвуза успел поработать в «тысячекоечной» больнице, Покровской ЦРБ, сейчас занимается медицинским бизнесом. Младший Константин стал профессиональным строителем, но и на этом пути не удалось избежать «столкновения» с медициной – этой неизменной спутницей рода Чулкиных последние 50 лет. Он выиграл тендер на строительство ФАПов и возвел на радость сельчанам 40 фельдшерско-акушерских пунктов в приморской глубинке. Поэтому кажется, что сама судьба плетет для этой семьи только ей известные кружева, снова и снова ставя указатели по направлению к медицине. Как когда-то подтолкнула на этот путь самого главу семейства, который сегодня иной жизни уже не представляет.

А два года назад чета Чулкиных отметила золотую свадьбу, Георгий Иванович до сих пор нежно  любит свою верную супругу – чем не пример для ветреной и легкомысленной современной молодежи. С деревенской закваской, достигший профессиональных высот в большом городе, признания коллег и авторитета в медицинских кругах, Георгий Чулкин знает рецепты семейной гармонии и счастливой жизни – заниматься любимым делом и никогда не терять оптимизма. Ведь она, жизнь, продолжается…